Последний год стал довольно тяжелым для экономики России. Мы видим не стагнацию, но замедление темпов роста развития рынков. Ритейлеры стараются не падать духом, придумывая новые способы привлечения клиентов. Но объем торговли зависит не только от хорошей рекламы и широкого выбора, но и реальной покупательской возможности.
Сегодня мы поговорим о том, какое будущее можно ожидать в сфере ритейла.
Остановимся на покупательском спросе. Чем он больше, тем выше планка дохода ритейлеров. Спрос формируется при условии, что у покупателей есть возможность приобрести товар. Получается, что уровень заинтересованности в продукции соотносится с доходами населения. К концу 2022 года их уровень составил 79,1 триллиона рублей. Это на 12,1% больше, чем в 2021 году.
Сами ритейлеры, как оказалось, тоже чувствуют себя неплохо. Динамика оборота розничной торговли выросла как в категории продовольственных, так и непродовольственных товаров. 1 категория – на 13,4% к 2021 году, 2 категория – на 3%.
Если же смотреть не только на потенциальную возможность покупки, но и на конкретные категории товаров, то покупатели стали более заинтересованы в продуктах питания и предметах домашнего обихода. В это же время одежду и обувь стали покупать меньше, что обусловлено как закрытием сетей, так и возрастанием цены.
Современный покупатель – человек, который рационально тратит деньги, ходит в разные торговые точки, пробует новинки и пересматривает привычки. Рациональность выражается в том, что товары соответствуют реальным потребностям покупателя. Импульсивный спрос проявляется гораздо реже. Статистика утверждает, что к 2023 году 89% выбирают продукцию с оглядкой на цену. При стремлении к рациональности люди все равно часто руководствуются грамотной рекламой. Около 75% покупателей выбирают тот продукт, который ему грамотно презентовали.
Пересмотр привычек стал реальным выходом их ситуации, которая сложилась из-за экономической нестабильности. В периоды особых опасений люди стали сокращать расходы на питание вне дома, развлечения, одежду. Сейчас ситуация стабилизируется, но привычки все равно остаются. В этом играют роль и демографические признаки. Например, молодые покупатели меньше экономят на одежде и отпуске, более старшее поколение сокращает траты на обновление гардероба, замену предметов домашнего обихода, газ и электричество, а пожилые покупатели остаются группой, в которой дополнительные расходы реже всего направлены на покупку одежды, развлечения вне дома, выплату долгов, питание вне дома.
Как поменялся ритейл за время экономической нестабильности?
Онлайн-рынок помог смягчить спад продаж товаров, образовавшихся в офлайне. К январю 2023 года спрос стабилизировался, а инфляция замедлилась. Если на начало апреля 2022 года реальный спрос составлял -6,9 пунктов, а инфляция 25 пунктов, то через 12 месяцев мы наблюдаем увеличение спроса на +11 пунктов и снижение инфляции до 1,1 пункта.
Несмотря на популярность онлайн-площадок и минимаркетов, выраженную в самой высокой динамике натуральных продаж, эти форматы показали самую высокую инфляцию – 26,5 и 34,9 пункта соответственно.
Минимаркетов и дискаунтеров открывают больше, чем нужно рынку. Это помогает поддерживать общий уровень продаж FMCG, но создает риск быстрого закрытия точек из-за большой конкуренции.
Продажи на онлайн-рынке растут за счет количества заказов и средней стоимости товаров. За 1 квартал 2023 года пользователи сервисов совершили на 87% больше покупок, чем было в аналогичном периоде 2022 года. При этом средняя стоимость SKU выросла всего на 2%.
Фокусная потребность или корзина до 5 товаров обеспечивают 50% продаж продовольственных категорий и 70% - непродовольственных. При этом средняя закупка продукции 1 категории на неделю приносит всего 16% оборота, 2 категории – 9%.
В каждом из каналов продаж прослеживается своя специализация. Люди предпочитают посещать гипермаркеты для покупки одной категории продуктов, дискаунтеры – для другой. Например, продовольственные товары активно покупают в минимаркетах, при этом за непродовольственным ассортиментом большинство пойдет в гипермаркеты.
Прирост средней цены за упаковку на рынке FMCG составил 15,9%. На это повлияли разные факторы. В первую очередь – изменение стоимости производства и логистики. Во вторую - уменьшение размеров упаковки, проводимое в ценах стабилизации цен. На стоимость повлиял и уход с рынка крупных брендов и развитие СТМ. Наконец, увеличилось количество форматов торговых точек.
8 из 10 категорий с самым высоким ростом средней цены – непродовольственные товары. При этом инфляция могла быть еще выше, если бы не понижающие факторы. Например, переключение на более дешевые бренды.
Оказалось, что средняя цена на товары может не только увеличивается, но и уменьшаться. Причиной снова выступает переключение на более дешевые бренды. Например, мясные снеки и соевые продукты стали дешевле на более чем 15 пунктов.
Таким образом, наиболее благоприятными факторами для снижения цен стали уменьшение упаковки и увеличение представленности более дешёвых товаров. Без этих факторов средняя стоимость на продукцию повседневного спроса выросла бы более чем на 30% за год.
Исходя из статистики и исследований, ритейл будет постепенно меняться в сторону развития форматов магазинов у дома и дискаунтеров. Выбор таких точек обусловлен более дешевым ассортиментом и доступностью.
Сама торговая матрица будет наполнена товарами типа импортозамещения и СТМ. Покупатели стали более рациональны в выборе продуктов, поэтому соотношение цены и качества станет самым главным критерием при совершении покупок.
Вопрос цен остается открытым. С одной стороны, мы быстро привыкли к уходам известных брендов и появлению отечественных аналогов. С другой стороны, чтобы сохранить качество, большинство из них все еще используют дорогое сырье. Поэтому либо конечный покупатель будет получать меньше продукта за привычную стоимость, либо аналогичный объем за привычную цену. Последний вариант означает ухудшение качества, которое при достижении критической точки может вызвать негатив покупателей.
Наш специалист перезвонит Вам в течение 4-х минут
*Отправляя сведения через электронную форму, вы даете согласие на обработку представленной Вами информации на условиях политики конфиденциальности.