Экономическая ситуация в стране очень сильно повлияла на ритейл. Крупные торговые сети поглощают мелкие, мелкие же просто закрываются. При этом иногда в разных регионах страны появляются новые ритейлеры.
Происходит передел рынка, который не остановится, пока не стабилизируются цены и покупательская способность. Ритейл будет изменяться и подстраиваться под новые реалии. В связи с этим уже сейчас можно наблюдать умирание некоторых форматов и появление новых.
Самое интересное, что даже разительное отличие форматов не влияет на наличие мерчандайзинга. Он необходим везде. Поэтому сегодня мы посмотрим, какие форматы магазинов станут популярными и по какой схеме мерчандайзинг в них будет работать.
Сейчас на рынке можно встретить разные форматы магазинов: гипермаркеты, супермаркеты, дисканутеры, хардисканутеры и магазины у дома. Если раньше большой популярностью пользовались первые два формата, то сейчас большинство ритейлеров стараются уменьшить торговые площади, чтобы снизить затраты.
Большую популярность получили мини-магазины с небольшим ассортиментом и продуктами, готовыми к употреблению на ходу. Обычно их можно встретить в местах, которые предполагают большой трафик - центральные улицы, места возле бизнес-центров, подземные переходы. Люди быстро совершают покупки и отправляются по своим делам.
В последнее время этот формат стал открываться и в жилых комплексах. Людям удобно покупать продукты рядом с домом. Это занимает намного меньше времени, чем поездка в гипермаркет на выходных. Тем более, в таких точках много готовой еды, которую с большой охотой покупают люди, занятые работой.
Перед открытием мини-магазина нужно провести работу по составлению портрета потребителей. Обычно в таких магазины заходят люди со средним достатком или те, кто может тратить деньги без пристального изучения своего баланса. Но стоит понимать, что если вы откроете магазин в неподходящем месте, то целевая аудитория может поменяться на противоположную. Например, на пенсионеров. Чем лучше вы проведете работу по анализу целевой аудитории, тем более релевантный ассортимент сможете собрать.
Если ваша ЦА - люди среднего и высокого дохода, то хорошо разнообразит ассортимент готовые блюда (салаты, сендвичи), замороженные полуфабрикаты высокого качества, кофе. Такие покупатели уделяют мало времени на готовку, поэтому спрос должен быть большим.
Выбрав в качестве аудитории пенсионеров, стоит увеличить количество простых продуктов по низким ценам - круп, овощей. Этим людям будет удобнее купить все возле дома, чем тратить силы на проезд.
Так что же происходит с мерчандайзингом? В гипермаркетах отказываются от стационарных специалистов. Раньше была большая загруженность, при которой полноценное присутствие специалистов было оправданным. Сейчас, когда часть аудитории перешла в другие форматы, рациональнее сократить занятость специалистов до 2-3 визитов и работе только по отдельным категориям товаров. Можно и увеличить объем, но только в том случае, если какой-то продукт реально нуждается в постоянно контроле со стороны специалистов.
Логичным решением является использование услуг мерчандайзеров при проведении акций или во времена пиковых загрузок.
Может сложиться впечатление, что если даже у больших магазинов уменьшилась потребность в мерчандайзерах, то в мини-маркетах они вообще не нужны. Это ошибка. Из-за небольшой ассортиментной матрицы товар быстро заканчивается, поэтому всегда нужен специалист, который будет грамотно работать с остатками. В одни неделе он нужен на постоянной основе, в другие - хотя бы по 3 посещения.
Нельзя допустить, чтобы свободное место на полках занималось чужой продукцией. Штатным сотрудникам эта тонкость не интересна. Они видят пустые места и заполняют их тем, что попадется под руку. Создают видимость наполненности, чтобы не ронять репутацию точки. Мерчандайзер же обязан проверить остатки и навести порядок в выкладке. Если же товара действительно нет, то он всегда может сделать дозаявку. Ему важно, чтобы заказчик получил прибыль. Общее поднятие выручки торговой точки его мало интересует.
Помимо борьбы за свою полку, мерчандайзер может побороться за места конкурентов. Если чужой бренд покупается лучше, то можно с чистой совестью использовать их места на полках. Это не противоречит правилам. Помимо этого, можно заказать чуть больше товара, создав запас. Если эту продукцию разместить сверху, сбоку и снизу, то представленность бренда значительно увеличится.
Как вы можете наблюдать, принципы и приемы мерчандайзеров в мини-маркетах не сильно отличаются от той работы, которую проделывают в больших магазинах. Это сигнализирует нам о том, что все действия мерчандайзеров реально работают и способствуют увеличению прибыли заказчика. Поэтому формат не так важен. Главное, это умение с ним работать и понимать психологию покупателя.
Наш специалист перезвонит Вам в течение 4-х минут
*Отправляя сведения через электронную форму, вы даете согласие на обработку представленной Вами информации на условиях политики конфиденциальности.