В нынешние времена часто встречаются проблемы несоразмерности прибыли поставщиков и ритейлеров. Например, в молочной отрасли. Закупочные цены на молочное сырье упали, производство дорожает и приносит убытки. При этом, по мнению производителей, ритейл получает сверхдоходы, так как цены остались стабильными.
Из-за таких неурядиц возникает вопрос - нужно ли ограничивать наценку ритейлеров? Ответы на него у каждой стороны свои. Но власть вопрос “справедливости” мало волнует. Представители государственных структур утверждают, что в госрегулировании торговых наценок необходимости нет.
Если брать молочную отрасль, то они считают, что продуктовая розница делает наценку от 40 до 70%. Аналогичное мнение у производителей мяса.
В других отраслях наценка не меньше. Например, по словам члена генсовета "Деловой России" Олега Воробьева, ритейл может увеличить закупочную стоимость продукта от 40 до 150%. Наименьшую наценку в 40% делают на яйца, больше 50% - на овощи бытового потребления, 100-150% - молочная продукция, масло и сыр.
Получается, что производители молока не так уж неправы в своем мнении. При этом сами ритейлеры обычно утверждают, что их наценка не превышает 20-30% и рентабельность торговых сетей составляет не больше 3%.
Игроки ритейла сходятся во мнении, что их бизнес-процессы сложны и затраты. Вся прибыль уходит на открытие новых точек и внедрение новых технологий.
С этим мнение солидарен руководители мерчандайзингового агентства "Планограмма" Андрей Ясюкевич. По его словам, прибыль от наценки покрывает затраты на организацию торговли. Прибыль самих торговых организаций находится на достаточно низком уровне. При этом наценка не является равномерной. Стоимость зависит от формата магазина. Например, в супермаркетах цены будут выше, чем в дискаунтерах. Не стоит забывать и про расходы на логистику. Если товар находится достаточно далеко, то стоимость перевозки может оказаться значительной. Для импортных товаров цена становится еще выше, так как к расходам прибавляются растаможка и аренда складов. С маленькой наценкой таким товары просто были бы нерентабельны.
Эксперты утверждают, что фактическая наценка может быть как значительной, так и отрицательной. Товары повседневного спроса часто продаются дешевле на 30-60% от закупочной цены. Делается это для предоставления населению возможности всегда иметь продукты. При этом работать в убыток никто не будет. Маленькая стоимость условного хлеба перекрывается 100% накруткой на алкоголь или дорогой сыр.
Таким образом, все стороны бизнеса солидарны, что нужен баланс интересов. Если бездумно ограничивать наценку, то ритейлеры просто уйдут из бизнеса. Потому что рост цен на логистику и упаковку с каждым сезоном только ускоряется. Если же государство примет решение о необходимости регулирования, то перед этим нужно провести анализ и оценить возможные последствия для бизнеса и экономики в целом.
Александр Лебедев, академический руководитель магистратуры "Менеджмент в ритейле" Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, предлагает промежуточное решение - создание условий для честной конкуренции на рынке, а также поддержка малых и средних предприятий. Крупные игроки рынка ритейла, устанавливающие, по мнению производителей, высокую наценку, не находятся на каждом углу. По данным компании "INFOline-аналитика", популярные торговые сети составив 34,4 процента объема рынка.
Андрей Курилович, представитель рекламного агентства "Мастерская Трафика", считает, что даже при одобрении решения о регулировании покупатели все равно пострадают. Ритейл будет искать пути повышения прибыли. Сделать это можно за счет снижения веса упаковки, ухудшения состава и качества.
Не стоит забывать и о том, что продавцам нужно платить за аренду и работу сотрудников. Сокращение расходов на эти пункты повлияет на общее падение экономики.
В конечном итоге, выходом из данной ситуации может послужить только развитие конкуренции. При этом без роста производительности и инвестиционной активности об этом можно только рассуждать.
Наш специалист перезвонит Вам в течение 4-х минут
*Отправляя сведения через электронную форму, вы даете согласие на обработку представленной Вами информации на условиях политики конфиденциальности.