Как управлять показателями OSA (On Shelf Availability)

11.01.2024

Не только уровень продаж может охарактеризовать эффективность работы ритейлера. Важным показателем является и доступность товара на полке (OSA). Помимо этого, наличие товара влияет и на качество обслуживания. Чем больше продукция находится в доступе, тем больше выбора есть у покупателей. 

Контролировать доступность очень важно, поэтому стоит подробнее рассмотреть способы управления OSA.

Значение OSA для участников процесса торговли

Доступность товара важна для всех сторон процесса купли-продажи. Покупатели получают гарантию того, что они смогут приобрести любой нужный продукт без каких-либо проблем. Ритейлеры получают рост удовлетворенности клиентов и уровня продаж. Производители же обретают стабильные заказы и информацию для управления остатками.

Главным в этой цепочки является покупатель. В последние годы он стал очень требователен, поэтому отсутствие нужного продукта у конкретного ритейлера может вызвать злость и раздражение. Он не будет искать аналог, а скорее с плохим настроением пойдет к конкурентам. Лояльность при этом ощутимо теряется. 

ECR Europe приводит статистику реакций, которые чаще всего встречаются в случае отсутствия продуктов: 

- 31% - уходят в магазины других ритейлеров; 

- 26% - выбирают другой бренд;

- 19% - покупают другой товар из общей линейки любимого бренда;

- 15% - откладывают покупку;  

- 9% - отказываются от приобретения. 

Важность контроля управления OSA

Контроль доступностью товаров позволяет быстро определить продукты, которых нет в наличии, какие находятся не на своем месте или имеют истекший срок годности. Помимо этого, своевременный анализ позволяет вовремя понять эффективность рекламной компании.

Есть три основных способа управлять OSA. 

Аудит в ручном режиме

Чаще всего встречается очный аудит. Ритейлер получает достоверные данные и возможность вносить изменения. В добавок проверяющий сотрудник может выявить и предотвратить потери и кражи. 

Опытные аудиторы могут рассмотреть каждый процесс в рамках продажи, после чего определить слабые места. Эффективность от таких проверок всегда высокая.

Классический подход обладает и минусами. Во-первых, возможность допущения ошибок при сборе данных. Происходит неправильный учет товаров, который в дальнейшем повлияет на объем закупок, пропорциональность размера доли полки и уровень продаж. Во-вторых, это ограниченный охват. Розничный аудит иногда проводится на основе выборочного образца или набора товаров, что может ограничить его охват и точность.

Управление OSA с помощью Интернета вещей (IoT)

Более современный подход предусматривает использование технологии IoT. Работой все еще занимается уполномоченный сотрудник, но сбор данных производится с помощью устройств, сенсоров и сетей. Это не только позволяет автоматизировать и ускорить процесс, но и сделать аудит более точным.

Существуют технологии, позволяющие минимизировать присутствие человека. Например, RFID-метки. Эти маленькие устройства, содержат микрочипы и антенны, крепятся к каждому товару и предоставляют информацию о его местоположении и состоянии. Сканер сам определяет наличие или отсутствие продукции на своем месте. В добавок сенсоры могут измерять температуру, влажность, освещение и давление, что особенно важно для хранения продуктов питания или лекарств. 

IoT-технологии могут оптимизировать и процесс заказа. Система сама мониторит наличие продукции, контролирует остатки и готовит заказ. 

Одним из дополнительных плюсов технологии можно назвать улучшение производительности при сокращении затрат. При меньшей трате времени специалистом можно оперативно планировать производство и доставку товаров. Благодаря этому минимизируются издержки и повышается уровень обслуживания клиентов.

Сканирование полок с помощью роботов

Развитие технологий предполагает, что большую часть работы смогут делать роботы. Уже сейчас некоторые ритейлеры успешно их применяют для контроля доступности товаров. Роботы, оснащенные сенсорными, оптическими и алгоритмическими системами, могут автоматически сканировать и анализировать полки магазинов для проверки наличия товаров.

Большой плюс в работе роботов - это их точность и эффективность. Человек не может делать аналогичную работу с такой быстрой скоростью. Кроме того, фактор появления ошибок сводится к нулю.

Роботы могут не только проверять наполненность полок, но и проводить инвентаризацию. Если уровень остатков сократился до минимума, то он может отправить сотруднику сообщение о необходимости совершения заказа.

Сканеры могут отслеживать и более специфичную информацию. Например, фиксируется информация о расстановке товаров на полках, предпочтения покупателей, динамика спроса и другие факторы. Эти данные могут использоваться маркетологами, мерчандайзерами, категорийными менеджерами.

Самый банальный плюс - роботам не нужно платить зарплату. Их закупка может обходиться дорого, но сокращения зарплатного фонда и минимизация рисков при работе позволят быстро отбивать затраченную сумму.

Компании самостоятельно выбирают способ контроля доступности продукции. Важно выполнять эту работу на постоянной основе. В противном случае данные становятся неверными, покупатели теряют лояльность, а производители - терпение и желание сотрудничать.

Популярные статьи
Оптимизация управления запасами продуктов:…
Оптимизация управления запасами продуктов:…
В каждом продуктовом магазине можно…
22.02.2024
Ошибки в ассортименте, которых следует избегать
Ошибки в ассортименте, которых следует избегать
Аналитики утверждают, что за первое…
15.02.2024
Как избежать пустых полок и затоваривания
Как избежать пустых полок и затоваривания
Доступность товаров влияет на уровень…
08.02.2024
Популярные программы лояльности в ритейле
Популярные программы лояльности в ритейле
Новые покупатели важны, но их привлечение…
01.02.2024
Временный торговый персонал. Как его мотивировать
Временный торговый персонал. Как его мотивировать
Российский ритейл испытывает дефицит…
31.01.2024
Построение отношений с клиентами в розничной…
Построение отношений с клиентами в розничной…
Современный ритейл работает по принципу…
25.01.2024
Мерчандайзинг в магазине бытовой техники
Мерчандайзинг в магазине бытовой техники
Трудно представить жизнь человека без…
23.01.2024
Методы борьбы с Out-of-stock
Методы борьбы с Out-of-stock
Дефицит товаров - одна из основных проблем…
18.01.2024
Розничные медиа. Почему они важны
Розничные медиа. Почему они важны
Количество интернет-ресурсов растет…
16.01.2024
Как управлять показателями OSA (On Shelf…
Как управлять показателями OSA (On Shelf…
Не только уровень продаж может охарактеризовать…
11.01.2024

Рассчитать проект со скидкой

Оставьте заявку и мы подберем оптимальные условия для Вас.

Наш специалист перезвонит Вам в течение 4-х минут

*Отправляя сведения через электронную форму, вы даете согласие на обработку представленной Вами информации на условиях политики конфиденциальности.

ПРЕДОСТАВЛЯЕМ МЕРЧАНДАЙЗЕРОВ В 9 СТРАНАХ
Более 142 городов России

Заказать презентацию