Не только уровень продаж может охарактеризовать эффективность работы ритейлера. Важным показателем является и доступность товара на полке (OSA). Помимо этого, наличие товара влияет и на качество обслуживания. Чем больше продукция находится в доступе, тем больше выбора есть у покупателей.
Контролировать доступность очень важно, поэтому стоит подробнее рассмотреть способы управления OSA.
Доступность товара важна для всех сторон процесса купли-продажи. Покупатели получают гарантию того, что они смогут приобрести любой нужный продукт без каких-либо проблем. Ритейлеры получают рост удовлетворенности клиентов и уровня продаж. Производители же обретают стабильные заказы и информацию для управления остатками.
Главным в этой цепочки является покупатель. В последние годы он стал очень требователен, поэтому отсутствие нужного продукта у конкретного ритейлера может вызвать злость и раздражение. Он не будет искать аналог, а скорее с плохим настроением пойдет к конкурентам. Лояльность при этом ощутимо теряется.
ECR Europe приводит статистику реакций, которые чаще всего встречаются в случае отсутствия продуктов:
- 31% - уходят в магазины других ритейлеров;
- 26% - выбирают другой бренд;
- 19% - покупают другой товар из общей линейки любимого бренда;
- 15% - откладывают покупку;
- 9% - отказываются от приобретения.
Контроль доступностью товаров позволяет быстро определить продукты, которых нет в наличии, какие находятся не на своем месте или имеют истекший срок годности. Помимо этого, своевременный анализ позволяет вовремя понять эффективность рекламной компании.
Есть три основных способа управлять OSA.
Чаще всего встречается очный аудит. Ритейлер получает достоверные данные и возможность вносить изменения. В добавок проверяющий сотрудник может выявить и предотвратить потери и кражи.
Опытные аудиторы могут рассмотреть каждый процесс в рамках продажи, после чего определить слабые места. Эффективность от таких проверок всегда высокая.
Классический подход обладает и минусами. Во-первых, возможность допущения ошибок при сборе данных. Происходит неправильный учет товаров, который в дальнейшем повлияет на объем закупок, пропорциональность размера доли полки и уровень продаж. Во-вторых, это ограниченный охват. Розничный аудит иногда проводится на основе выборочного образца или набора товаров, что может ограничить его охват и точность.
Более современный подход предусматривает использование технологии IoT. Работой все еще занимается уполномоченный сотрудник, но сбор данных производится с помощью устройств, сенсоров и сетей. Это не только позволяет автоматизировать и ускорить процесс, но и сделать аудит более точным.
Существуют технологии, позволяющие минимизировать присутствие человека. Например, RFID-метки. Эти маленькие устройства, содержат микрочипы и антенны, крепятся к каждому товару и предоставляют информацию о его местоположении и состоянии. Сканер сам определяет наличие или отсутствие продукции на своем месте. В добавок сенсоры могут измерять температуру, влажность, освещение и давление, что особенно важно для хранения продуктов питания или лекарств.
IoT-технологии могут оптимизировать и процесс заказа. Система сама мониторит наличие продукции, контролирует остатки и готовит заказ.
Одним из дополнительных плюсов технологии можно назвать улучшение производительности при сокращении затрат. При меньшей трате времени специалистом можно оперативно планировать производство и доставку товаров. Благодаря этому минимизируются издержки и повышается уровень обслуживания клиентов.
Развитие технологий предполагает, что большую часть работы смогут делать роботы. Уже сейчас некоторые ритейлеры успешно их применяют для контроля доступности товаров. Роботы, оснащенные сенсорными, оптическими и алгоритмическими системами, могут автоматически сканировать и анализировать полки магазинов для проверки наличия товаров.
Большой плюс в работе роботов - это их точность и эффективность. Человек не может делать аналогичную работу с такой быстрой скоростью. Кроме того, фактор появления ошибок сводится к нулю.
Роботы могут не только проверять наполненность полок, но и проводить инвентаризацию. Если уровень остатков сократился до минимума, то он может отправить сотруднику сообщение о необходимости совершения заказа.
Сканеры могут отслеживать и более специфичную информацию. Например, фиксируется информация о расстановке товаров на полках, предпочтения покупателей, динамика спроса и другие факторы. Эти данные могут использоваться маркетологами, мерчандайзерами, категорийными менеджерами.
Самый банальный плюс - роботам не нужно платить зарплату. Их закупка может обходиться дорого, но сокращения зарплатного фонда и минимизация рисков при работе позволят быстро отбивать затраченную сумму.
Компании самостоятельно выбирают способ контроля доступности продукции. Важно выполнять эту работу на постоянной основе. В противном случае данные становятся неверными, покупатели теряют лояльность, а производители - терпение и желание сотрудничать.
Наш специалист перезвонит Вам в течение 4-х минут
*Отправляя сведения через электронную форму, вы даете согласие на обработку представленной Вами информации на условиях политики конфиденциальности.