AI и машинное зрение относятся к очень перспективным технологиям, которые могут применяться к разным областям. Аналитический центр TAdviser утверждает, что розничная и оптовая торговля станут одними из самых перспективных отраслей для развития компьютерного зрения. Уже сейчас объем рынка этой технологии приближается к 40 млрд рублей. Почти 10% пользователей машинного зрения - это ритейлеры.
В чем же преимущество этой технологии, как она может работать на рынке торговли и как AI влияет на мерчандайзинг? Давайте разбираться.
Особую эффективность компьютерное зрение показывает в рамках мерчандайзинга. Система позволяет создавать планограммы, проверять выкладку и рекламные материалы на полке.
Работа происходит по принципу распознавания объекта и сверки с правильным расположением. На обработку одной фотографии уходит всего несколько секунд. Поэтому уже сейчас технология позволяет постоянного контролировать out-of-stock и прочие параметры.
Удобство заключается и в том, что после обработки формируются аналитические отчеты. Поэтому мерчандайзер может максимально быстро собирать информацию о наличии продуктов на полке.
Аналитика помогает и менеджерам. Они могут анализировать выполнение KPI. В рамках него можно проверить разные параметры. Например, процент соответствия выкладки планограмме, доступность продукта, доля занимаемого места на полке.
Машинное зрение выступает отличным инструментом оптимизации трудозатрат. Полевой сотрудник экономит время, не занимаясь пересчитыванием и сверкой вручную. Кроме того, технология помогает и аудиторам. Выявление проблем может сокращаться на 30-50%
Проблемы с наполняемостью полок встречаются в каждой второй торговой сети. Это может происходить из-за проблем с логистикой, неожиданным Out-of-stock, халатностью работников. Чем больше торговая площадь, тем больше проблем.Если брать статистику, то уровень отсутствия товаров в розничных магазинах составляет 8-10%. Процент небольшой, но из-за него 21−43% покупателей идут в другие магазины. Все это конвертируется в убытки, которые ежегодно могут составлять от 4% до 8%.
Решить эту проблему можно с помощью компьютерного зрения. Система анализирует наполненность и сигнализирует сотрудникам о пустых местах. Если полевой сотрудник работает на совесть, то исправить проблему можно будет уже через несколько минут.
Полнота и доступность ассортимента влияют на лояльность. Поэтому технология помогает ритейлерам сократить количество товаров, которых нет в наличии, и улучшить показатели удержания клиентов.
Отсутствие товаров на полке по причине плохой работы мерчандайзера - это только одна сторона. Другая возникает в тот момент, когда на складах начинается неразбериха с остатками. Инвентаризация может проводиться ненадлежащим образом. Из-за это увеличиваются затраты на закупку, логистику, труд полевых сотрудников.
AI может не только проверять наличие товара на полке, но и считывать остатки. Благодаря этому у специалиста всегда есть информация о наличии ассортимента на складе. Это позволяет вовремя делать дозаказ, не раздувая бюджет и сохраняя место на складах.
Технология может анализировать не только товары, но и активность посетителей. Видеопоток с камер фиксирует трафик в магазине, а AI выявляет закономерности в данных, которые включают в себя коэффициент захвата постороннего трафика и разделение путей покупателей по магазину.
Анализировать такую информацию нужно, например, для понимания эффективности рекламных акций. Что-то может привлекать внимание людей, а что-то просто тратит бюджет.
Расширенное использование технологии может выражаться в контроле сотрудников. Система может отслеживать взаимодействие покупателей с сотрудниками, делая их видимыми в режиме реального времени.
Люди полюбили персонализированный подход. Технологии могут вывести его на новый уровень. Например, в рамках программ лояльности. Система сканирует биометрию покупателей и выявляет тех, кто зарегистрирован в программе. На основе уровня активности система выводит на экранах персональные предложения или скидки. Можно предложить любимый товар по сниженной стоимости, рекомендации на основе совершенных покупок.
Уникальность как самой технологии, так и приложения, позволяет выводить лояльность на новый уровень.
Самый простой вариант использование - предотвращение краж. Если обычные камеры просто фиксируют обстановку в торговом зале, то AI может идентифицировать уже провинившихся людей или выводить портрет посетителя, чье поведение вызывает вопросы.
В эффективности систем нет сомнений, но доступной ее назвать нельзя. Пока что технологии AI и компьютерного зрения стоят больших денег. Со временем рынок наполнится разными компаниями, и конкуренция сделает системы аналитики доступными для любой торговой сети. Получив доступ к информации, ритейлеры начнут активнее улучшать покупательский опыт, что приведет к более совершенному сервису.
Наш специалист перезвонит Вам в течение 4-х минут
*Отправляя сведения через электронную форму, вы даете согласие на обработку представленной Вами информации на условиях политики конфиденциальности.