Мы часто говорим о мерчандайзинге в контексте розничной торговли продуктами. Но правильная работа с товарами будет полезна в любом магазине - даже в книжном.
Книги не обладают стабильно высоким спросом. Поэтому нужно выстраивать работу магазина таким образом, чтобы каждый посетитель мог заинтересоваться хотя бы несколькими изданиями.
Так как в таких магазинах царит спонтанность, то для повышения продаж мерчандайзинг просто необходим. Соблюдение определенных правил позволяет торговым точкам выгодно позиционировать книги, способствовать повышению спроса на них. Сегодня мы о них и поговорим.
Экономическая нестабильность сильно ударила по рынку книгоиздания в 2022 году. Цены на издания выросли на 30-40%. Можно было предполагать, что высокая стоимость книг отпугнет людей, но продажи не упали.
Если маленькие издательства сильно ощутили рост стоимости услуги типографии, то крупные игроки рынка этого практически не заметили.По исследованиям Российской книжной палаты, в 2022 году в стране было издано более 390 млн книг, что на три миллиона больше, чем в 2021. Продажи не только не остановились, но и выросли. У одного только холдинга «Эксмо-АСТ» продажи книг в 2022 году увеличились на 10%.
Получается, что те, кто любит читать, продолжают покупать книги. А мало заинтересованные люди и так тратят на бумажные издания не больше 1000 рублей в год.
Мерчандайзинг всегда должен начинаться с выстраивания удобного торгового зала. Человек должно быть комфортно не только передвигаться, но и выискивать интересные издания.
Поэтому между стеллажами нужно обеспечить адекватное расстояние. Сами полки должны вмещать разумное количество изданий, а категоризация должна быть логичной.
У разных жанров должны быть отдельные зоны. Например, под классику, фантастику, нонфикшн и др. Человек должен быстро находить нужную книгу, при этом не спотыкаясь о торговое и рекламное оборудование.
Когда мы говорим о книжных магазинах, нам представляется несколько длинных стеллажей и касса. Но современные точки далеко не так просты. Многие ритейлеры экспериментируют с нестандартной установкой торгового оборудования. Практически все компании прибегают к размещению POS-материалов. Только с помощью этих двух действий можно направлять основной поток покупателей на продвигаемые издания.
Логичность и понятность - основные принципы, по которым выкладывают книги. Большой ассортимент может вводить людей в ступор, поэтому нужна обеспечить каждое издание детальной информацией - об авторе, годе издания, стоимости.
Важно уделять особое внимание популярным книгам. Именно они приносят до 60% всех продаж. Такие издания должны находиться как у входа, так и у прикассовой зоны. Благодаря этому можно заинтересовать человека в любом момент посещения магазина. Помимо этого, стоит сделать популярные книги более доступными. Для этого нужно размещать экземпляры без пленки. Люди смогу оценить качество бумаги и печати.
Возвращаясь к зонам магазина, нельзя ограничиваться только жанрами. В рамках каждой зоны хорошим решением будем выставление книг по изданиям и алфавиту.
Еще стоит вспомнить классический маршрут перемещения в любой точке - против часовой стрелки. Исходя из этого в начале размещаются горячие зоны, а чем дальше - тем холоднее. При этом художественная литература должна быть в центре, а специализированная - у стен.
В книжных магазинах можно встретить разное торговое оборудование. Его установка всегда должна опираться на логику. Высокие стеллажи должны быть у стен, средние - в центре зала, низкие - у входа и кассы. В таком пространстве читателю будет удобней взять заинтересовавшую его книгу. Поэтому торговое оборудование готовится с учетом среднего человеческого роста.
Помимо стеллажей стоит уделить внимание свету. Освещение играет важную роль как в презентации товара, так и в его узнавании. В темном помещении люди не смогут ничего прочитать об интересной им книге.
Книга – это не товар повседневного спроса, но она остается одной из важных потребностей. 20 лет назад издательства сильно экономили на бумаге, чтобы обеспечить доступность. Теперь же компании понимают целевую аудиторию, стараясь за высокую стоимость организовать качественные издания.
Даже если убрать спонтанный спрос, у книг все еще огромная аудитория, которая будет покупать любые доступные издания.
Наш специалист перезвонит Вам в течение 4-х минут
*Отправляя сведения через электронную форму, вы даете согласие на обработку представленной Вами информации на условиях политики конфиденциальности.