Рынок FMCG не мог оставаться неизменным в 2022 году. Экономический кризис и внешнеполитические решения ощутимо повлияли на рынок. При этом изменения коснулись не только ассортимента продукции, но и возможности его приобретать.
Давайте же посмотрим, сохранится ли тенденция в 2023 году. Что же нас ждет в FMCG-сегменте?
Потребители стали реже совершать не только импульсивные покупки, но и покупки вообще. Всему виной инфляция. Начиная с февраля 2022 года и по сей день люди замечают ощутимый рост цен даже на продукты первой необходимости. 7 из 10 потенциальных покупателей сократили свои расходы.
Помимо этого, люди стали реже руководствоваться такими категориями, как «удобство» и «комфорт» при выборе торговых точек. Теперь посетителей получает тот магазин, где представленная самая низкая цена. Любите какой-то товар? Рано или поздно будете искать его более дешевый аналог. Грустная реальность рынка. Ритейлеры вынуждены постоянно обновлять скидки и специальные предложения, чтобы хоть как-то наладить отношения с покупателями.
Данные факты повлияли не только на сторону покупателей, но и на сторону поставщиков. Например, в 2023 году продолжится тенденция сокращения доли непродуктовых товаров.
В послековидные времена потребители регулярно посещали 3-4 любимые торговые точки. Какие-то находились в шаговой доступности, где-то был удобный сервис, а третьи постоянно предоставляли интересные предложения. Цены влияли на выбор, но не были решающим фактором.
В 2022 году количество посещаемых точек выросло. Теперь покупатель реже ищет удобства, отдавая предпочтение низкой цене продуктов. В попытках найти хорошую стоимость человек посещает до 6 магазинов. Данная тенденция сохранится и в 2023 году.
Кризис 2022 года сохранится и в текущем году. Ритейлеры это понимают, поэтому диверсифицируют свои линейки магазинов. Супермаркеты стали не так востребованы, как дискаунтеры, хард-дискаунтеры и минимаркеты. Мы ожидаем, что появится больше новых торговых сетей таких форматов.
Почему же так вышло? Потому что покупатели могут приобрести самые базовые товары по наименьшей стоимости. При этом низкая цена настолько привлекательна, что многие посещают магазины данного формата чаще, чем раз в неделю.
Производители не хотят терять доход, поэтому перестраивают производство под новые реалии. Больше ходовых товаров, урезание нишевой продукции. Ритейлеры также пытаются оставаться в тренде, поэтому либо поменяли, либо скоро поменяют доступный потребителю ассортимент. В большей степени за счет продукции собственной торговой марки (СТМ). Так ритейлеры могут хорошо экономить, не разочаровывая качеством продукции.
Интересен тренд на увеличение доли товаров для здорового образа жизни и продукции местных производителей. Около 14% ритейлеров планирует сфокусироваться на первых, а к продукции российской или локальной промышленности придут все.
ЗОЖ интересен за счет того, что уменьшение импортных продуктов с содержанием сахара и ухудшение финансового положения вынуждает многих пересматривать диету. Людям проще прийти в форму, чем переплачивать за старые привычки.
Что касается местного производство, то тренд исходит из продаж. К началу 2023 года 83% товарооборота приходилось на продукцию российских производителей. Покупатели этим не особо довольны, а вот локальная промышленность – весьма.
Начавшееся в прошлом году перераспределение ассортимента внутри категории продолжится и в 2023 году. Оставшиеся бренды будут пересматривать линейки под текущие запросы.
Во времена пандемии мы увидели расцвет онлайн-торговли. Для людей такой подход был наиболее удобным и безопасным. Сейчас к интернет-ритейлу обращаются по другим причинам. Снова решает цена. Ритейлеры часто делают скидки на заказы, не говорят уже о бесплатной доставке.
Хорошо показывают себя агрегаторы. Написав название продукта, вы можете определить магазин с самой низкой ценой. Физические точки таким похвастаться не могут. Вы тратите время на поиск и транспортировку продуктов до дома.
Что касается прогнозов на 2023 год, то мы ожидаем, что онлайн-ритейлеры, просчитывая юнит-экономику и применяя лоукост-модели, добьются большего снижения стоимости и еще ощутимее подвинут офлайн.
Какие выводы можно сделать из текущей ситуации? Не нужно сдаваться и закрывать точки. Прислушайтесь к запросам людей, отслеживайте новые источники роста, учитывайте тренды и держите сервис на стабильном уровне.
Наш специалист перезвонит Вам в течение 4-х минут
*Отправляя сведения через электронную форму, вы даете согласие на обработку представленной Вами информации на условиях политики конфиденциальности.