У потребителей изменяются привычки и поведение каждые несколько месяцев. Не всегда мерчандайзинг может за этим успевать. Поэтому оглядка на цифровые технологии становятся обязательным фактором для представления качественного сервиса.
Хороший мерчандайзинг будущего - это быстрое реагирование на новые тренды и запросы рынка, в результате чего клиенты получают полное удовлетворение потребностей. Искусственный интеллект в значительной степени оптимизируют процессы как в мерчандайзинге, так в и в ритейле в целом.
Сегодня мы поговорим о том, какая роль отводится в будущем мерчандайзинга искусственному интеллекту.
Искусственный интеллект считают новой совершенной технологией, но мало кто понимает ее сущность. Под ИИ мы понимаем набор алгоритмов, которые принимают решения о конкретных результатах на основе доступной информации. Современные системы могут самостоятельно обучаться, что позволяет ставить им более сложные задачи. Главное - это скормить правильный массив данных и объяснить задачу.
Чем больше данных будет доступно ИИ, тем более действенными и эффективными будут результаты. Кроме того, отличием от ручного анализа становится и высокая скорость работы. Работу, которая требует затрат от нескольких часов до нескольких дней, система может сделать за минуты.
Скорость работы, многофункциональность, возможность оптимизации и настройки - все эти характеристики становятся отличным подспорьем в рамках ритейла. Мерчандайзинг и маркетинг становится более точным, эффективным и быстрым.
Искусственный интеллект делает работу мерчандайзеров в разы проще. Например, благодаря анализу данных с камер видеонаблюдения система может сигнализировать об опустении полок. Еще один вариант - поиск нужного SKU по фотографии. Нужно только навести камеру на товар, и система покажет обычную полку размещения или место на складе.
ИИ помогает лучше контролировать цены. Они определяются на основе сигналов спроса и тенденций. Физические магазины могут пополнять или обновлять ассортимент в зависимости от локальных онлайн-интересов.
Наконец, системы могут тщательно анализировать покупательские корзины и предлагать решения для проведения маркетинговых мероприятий. Например, если какой-то SKU теряет позиции, то можно запустить рекламу о снижении цены или продаже 2 по цене 1.
Искусственный интеллект в ближайшие года не сможет заменить мерчандайзеров. Он выступает лишь инструментом, использование которого позволяет выполнять работу быстрее.
Если мы говорим о полной замене, то она должна проходить через несколько этапов. Для начала ИИ нужно обучить, что уже становится задачей для человека. Затем нужно создать условия для работы. Например, если выкладку оставляют на роботов или беспилотники, то нужно создать маршрут передвижения. При этом техника не сможет так быстро справиться с обычной ручной работой, как это может сделать мерчандайзер.
Искусственный интеллект сейчас нужен только для анализа и вычислений. Роль мерчандайзеров при внедрении ИИ становится более специализированной, поскольку им приходится решать, какие данные подаются в алгоритм и какие конечные данные они хотят получить из него. По итогу мы имеем дополнение работы человека и техники, а не соперничество.
Можно пофантазировать на тему того, как ИИ сможет помочь мерчандайзингу в будущем. Первым на ум приходит управление спросом. Система способна анализировать закономерности покупательского поведения, чтобы прогнозировать спрос на детальном уровне. Дальше она сигнализирует об уровне спроса мерчандайзеру, а тот берет на контроль наполняемость полок. Например, если сейчас активно покупают крем от загара, то мерчандайзер через ИИ получает об этом уведомление. При должной настройке система может показывать и лучшие места для размещения.
Кроме спроса, искусственный интеллект может контролировать остатки. Речь идет не только о конкретном магазине, но и всей торговой сети. ИИ может распределять запасы по тем группам точек, где будет наибольший спрос, перераспределять их из магазинов с более низким спросом и поддерживать движение товаров.
Уценка товаров также становится более оптимальной. Мерчандайзер не всегда может вовремя получить информацию о падении спроса или подходу срока годности к завершению. В таких случаях оперативный сигнал может помочь в сохранении оптимального запаса. Товар перестает портиться, а ритейлер получает продажи.
ИИ может помочь даже в оптимизации планировки магазинов. Система анализирует данные о приоритетах и привычках клиентов в регионе, после чего трансформирует их в планограмму. Мерчандайзер получает наглядный план размещения товаров - в нужном месте, на нужной высоте и с правильным предложением.
Благодаря современным технологиям мерчандайзеры смогут меньше времени тратить на текучку и монотонную работу. Оставшуюся часть смены они могут посвящать работе над стратегией продвижения. Остается только должным образом отладить работу самой системы.
Наш специалист перезвонит Вам в течение 4-х минут
*Отправляя сведения через электронную форму, вы даете согласие на обработку представленной Вами информации на условиях политики конфиденциальности.