Способы контроля полки

05.06.2023

Ритейл хорошо работает только в том случае, когда товар в торговой точке представлен в полной мере. Чем стабильнее заполняемость полок и стеллажей, тем лучше идут продажи. Поэтому каждая компания, желающая конкурировать на рынке розничной торговли, должна заниматься контролем нахождения товаров на полке. 

Сегодня мы поговорим о том, какие существуют эффективные способы контроля наличия товаров в торговом зале.

Традиционный контроль товара на полке мерчандайзерами

В недавнем прошлом анализ товаров делался вручную. Каждая позиция переписывалась в блокнот или заносилось в таблицу на компьютере. Ближе к концу 10-х годов начали появляться приложения, которые значительно ускоряли эту работу. Мерчандайзеру нужно было делать снимок полок, после чего система его анализировала и показывала результат. 

В последние годы создаются условия, чтобы ритейлеры перешли на более продвинутые технологии. Причина в том, что отчеты возможно подделать. Например, исправить фотографию в Фотошопе, добавив несколько позиций. Из-за этого отчетность не могла быть надлежащей, а рекомендации после получения отчетов не имели смысла. 

Важно и то, что в точках с большим поток клиентов ситуация на полке может меняться каждые 10 минут. Мерчандайзер же отправляет фотографию в определенное время. Получается, что полка может быстро опустеть после отчета, но ни супервайзер, ни другие сотрудники головного офиса не будут об этом знать. Это приводит к невозможности своевременно отреагировать, создается вероятность снижения продаж. 

Контроль полки без участия мерчандайзеров

На текущем этапе развития технологий ритейл перенял несколько разработок. Первая - идентификации через радиосигнал (RFID). На каждый SKU устанавливается маячок, который сигнализирует при перемещении продукта. Технология оказалась интересной, но слишком дорогой для массового применения. Другая технология - умные весы. Проблема оказалось в том, что при одинаковом весе продукта система не может идентифицировать нужный продукт. 

Усредненным решением стали автоматизированные системы (SFA). Благодаря им можно осуществлять контроль товаров на полке, сбор информации и анализ продаж. Система считывает множество параметров, при должном изучении которых можно организовать эффективный сбор заказов, своевременную ротацию персонала и получение данных по вторичным продажам.

Контроль полки с помощью видеокамер

Наиболее практичным вариантом анализа состояния полок является система видеокамер. Один из вариантов - установка камеры напротив стеллажа. Каждому продукту устанавливается частота фотографирования. Фиксированные камеры могут делать фотографию каждую секунду, при большом обороте товаров. 

Другой вариант - фиксирования купольной камеры над полкой. Такой тип камер позволяет менять фокусировку и считывать информацию по продукции, бренду и даже конкретному SKU. 

Беспилотники и роботы для контроля полки

Некоторые зарубежные ритейлеры используют в работе беспилотники и роботов. Беспилотники работают на базе ИИ и машинного распознавания. Они находятся в воздухе и медленно перемещается между торговыми рядами, снимая полки. Плюсом технологии является высокое качество съемки, анализа и практичности. При попадании человека в объектив беспилотник поднимается выше уровня головы или уходит в безлюдною зону. 

Автоматизированные роботы имеют меньший функционал. Камера на них - вертикальная. Плюсом является то, что у камеры робота более широкий охват, чем у потолочных и фиксированных. Кроме того, нет нужды ставить множество камер. При этом минусы весьма значительны. Опыт американских ритейлеров показывает, что роботы мешают людям совершать покупки - у них большой размер и плохая маневренность.

Но от роботов есть не только негативный опыт. В одной европейской сети есть успешный кейс. Ритейлер запустил роботов для работы с частью магазина, а затем расширили до сложных вещей - заморозки, овощей, фруктов, нарезки. Данные об SKU загружались непрерывно, благодаря чему компания имела полный контроль в режиме реального времени. 

Если же смотреть на общий итог работы роботов и беспилотников, то с одной стороны - это удобно, с другой - слишком много издержек. Встает вопрос цены, обслуживания, своевременности обходов. 

Важно понимать, что мониторинг нужно проводить качественно. Хорошая работа с товаром гарантирует прибыль торговой точки. Если же информация о наполняемости будет поступать с задержкой, то товары быстро уйдут в out-of-stock. Для любого магазина это может быть критичным.

Популярные статьи
КРОСС-МЕРЧАНДАЙЗИНГ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ.…
КРОСС-МЕРЧАНДАЙЗИНГ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ.…
Подробнее о кросс-мерчандайзинге КМ…
27.09.2023
Обучение мерчандайзеров: почему это важно
Обучение мерчандайзеров: почему это важно
Работа мерчандайзера может выглядеть…
21.09.2023
Тенденции розничной торговли, на которые…
Тенденции розничной торговли, на которые…
Ежегодно в сфере розничной торговли…
19.09.2023
Особенности потребительского поведения поколения…
Особенности потребительского поведения поколения…
Поколение Z в нынешнем году составляет…
14.09.2023
Конференция “Покупатель поставщик магазин”:…
Конференция “Покупатель поставщик магазин”:…
 Рады сообщить, что конференция “Покупатель…
12.09.2023
Стратегии роста малого бизнеса, которые работают
Стратегии роста малого бизнеса, которые работают
Многие малые предприятия мечтают о значительном…
12.09.2023
Омниканальный маркетинг. Тренды 2023 года
Омниканальный маркетинг. Тренды 2023 года
Омниканальность широко закрепилась в…
07.09.2023
Тенденции мерчандайзинга 2023
Тенденции мерчандайзинга 2023
Экономические проблемы, ковид и геополитические…
05.09.2023
Конференция «Покупатель, Поставщик, Магазин»
Конференция «Покупатель, Поставщик, Магазин»
📢 Уже совсем скоро в Минске пройдет…
01.09.2023
Как дополненная реальность поменяет FMCG-сектор
Как дополненная реальность поменяет FMCG-сектор
Мало какого клиента можно удивить хорошей…
31.08.2023

Рассчитать проект со скидкой

Оставьте заявку и мы подберем оптимальные условия для Вас.

Наш специалист перезвонит Вам в течение 4-х минут

*Отправляя сведения через электронную форму, вы даете согласие на обработку представленной Вами информации на условиях политики конфиденциальности.

ПРЕДОСТАВЛЯЕМ МЕРЧАНДАЙЗЕРОВ В 9 СТРАНАХ
Более 142 городов России

Заказать презентацию