Ритейл хорошо работает только в том случае, когда товар в торговой точке представлен в полной мере. Чем стабильнее заполняемость полок и стеллажей, тем лучше идут продажи. Поэтому каждая компания, желающая конкурировать на рынке розничной торговли, должна заниматься контролем нахождения товаров на полке.
Сегодня мы поговорим о том, какие существуют эффективные способы контроля наличия товаров в торговом зале.
В недавнем прошлом анализ товаров делался вручную. Каждая позиция переписывалась в блокнот или заносилось в таблицу на компьютере. Ближе к концу 10-х годов начали появляться приложения, которые значительно ускоряли эту работу. Мерчандайзеру нужно было делать снимок полок, после чего система его анализировала и показывала результат.
В последние годы создаются условия, чтобы ритейлеры перешли на более продвинутые технологии. Причина в том, что отчеты возможно подделать. Например, исправить фотографию в Фотошопе, добавив несколько позиций. Из-за этого отчетность не могла быть надлежащей, а рекомендации после получения отчетов не имели смысла.
Важно и то, что в точках с большим поток клиентов ситуация на полке может меняться каждые 10 минут. Мерчандайзер же отправляет фотографию в определенное время. Получается, что полка может быстро опустеть после отчета, но ни супервайзер, ни другие сотрудники головного офиса не будут об этом знать. Это приводит к невозможности своевременно отреагировать, создается вероятность снижения продаж.
На текущем этапе развития технологий ритейл перенял несколько разработок. Первая - идентификации через радиосигнал (RFID). На каждый SKU устанавливается маячок, который сигнализирует при перемещении продукта. Технология оказалась интересной, но слишком дорогой для массового применения. Другая технология - умные весы. Проблема оказалось в том, что при одинаковом весе продукта система не может идентифицировать нужный продукт.
Усредненным решением стали автоматизированные системы (SFA). Благодаря им можно осуществлять контроль товаров на полке, сбор информации и анализ продаж. Система считывает множество параметров, при должном изучении которых можно организовать эффективный сбор заказов, своевременную ротацию персонала и получение данных по вторичным продажам.
Наиболее практичным вариантом анализа состояния полок является система видеокамер. Один из вариантов - установка камеры напротив стеллажа. Каждому продукту устанавливается частота фотографирования. Фиксированные камеры могут делать фотографию каждую секунду, при большом обороте товаров.
Другой вариант - фиксирования купольной камеры над полкой. Такой тип камер позволяет менять фокусировку и считывать информацию по продукции, бренду и даже конкретному SKU.
Некоторые зарубежные ритейлеры используют в работе беспилотники и роботов. Беспилотники работают на базе ИИ и машинного распознавания. Они находятся в воздухе и медленно перемещается между торговыми рядами, снимая полки. Плюсом технологии является высокое качество съемки, анализа и практичности. При попадании человека в объектив беспилотник поднимается выше уровня головы или уходит в безлюдною зону.
Автоматизированные роботы имеют меньший функционал. Камера на них - вертикальная. Плюсом является то, что у камеры робота более широкий охват, чем у потолочных и фиксированных. Кроме того, нет нужды ставить множество камер. При этом минусы весьма значительны. Опыт американских ритейлеров показывает, что роботы мешают людям совершать покупки - у них большой размер и плохая маневренность.
Но от роботов есть не только негативный опыт. В одной европейской сети есть успешный кейс. Ритейлер запустил роботов для работы с частью магазина, а затем расширили до сложных вещей - заморозки, овощей, фруктов, нарезки. Данные об SKU загружались непрерывно, благодаря чему компания имела полный контроль в режиме реального времени.
Если же смотреть на общий итог работы роботов и беспилотников, то с одной стороны - это удобно, с другой - слишком много издержек. Встает вопрос цены, обслуживания, своевременности обходов.
Важно понимать, что мониторинг нужно проводить качественно. Хорошая работа с товаром гарантирует прибыль торговой точки. Если же информация о наполняемости будет поступать с задержкой, то товары быстро уйдут в out-of-stock. Для любого магазина это может быть критичным.
Наш специалист перезвонит Вам в течение 4-х минут
*Отправляя сведения через электронную форму, вы даете согласие на обработку представленной Вами информации на условиях политики конфиденциальности.