Способы контроля полки

05.06.2023

Ритейл хорошо работает только в том случае, когда товар в торговой точке представлен в полной мере. Чем стабильнее заполняемость полок и стеллажей, тем лучше идут продажи. Поэтому каждая компания, желающая конкурировать на рынке розничной торговли, должна заниматься контролем нахождения товаров на полке. 

Сегодня мы поговорим о том, какие существуют эффективные способы контроля наличия товаров в торговом зале.

Традиционный контроль товара на полке мерчандайзерами

В недавнем прошлом анализ товаров делался вручную. Каждая позиция переписывалась в блокнот или заносилось в таблицу на компьютере. Ближе к концу 10-х годов начали появляться приложения, которые значительно ускоряли эту работу. Мерчандайзеру нужно было делать снимок полок, после чего система его анализировала и показывала результат. 

В последние годы создаются условия, чтобы ритейлеры перешли на более продвинутые технологии. Причина в том, что отчеты возможно подделать. Например, исправить фотографию в Фотошопе, добавив несколько позиций. Из-за этого отчетность не могла быть надлежащей, а рекомендации после получения отчетов не имели смысла. 

Важно и то, что в точках с большим поток клиентов ситуация на полке может меняться каждые 10 минут. Мерчандайзер же отправляет фотографию в определенное время. Получается, что полка может быстро опустеть после отчета, но ни супервайзер, ни другие сотрудники головного офиса не будут об этом знать. Это приводит к невозможности своевременно отреагировать, создается вероятность снижения продаж. 

Контроль полки без участия мерчандайзеров

На текущем этапе развития технологий ритейл перенял несколько разработок. Первая - идентификации через радиосигнал (RFID). На каждый SKU устанавливается маячок, который сигнализирует при перемещении продукта. Технология оказалась интересной, но слишком дорогой для массового применения. Другая технология - умные весы. Проблема оказалось в том, что при одинаковом весе продукта система не может идентифицировать нужный продукт. 

Усредненным решением стали автоматизированные системы (SFA). Благодаря им можно осуществлять контроль товаров на полке, сбор информации и анализ продаж. Система считывает множество параметров, при должном изучении которых можно организовать эффективный сбор заказов, своевременную ротацию персонала и получение данных по вторичным продажам.

Контроль полки с помощью видеокамер

Наиболее практичным вариантом анализа состояния полок является система видеокамер. Один из вариантов - установка камеры напротив стеллажа. Каждому продукту устанавливается частота фотографирования. Фиксированные камеры могут делать фотографию каждую секунду, при большом обороте товаров. 

Другой вариант - фиксирования купольной камеры над полкой. Такой тип камер позволяет менять фокусировку и считывать информацию по продукции, бренду и даже конкретному SKU. 

Беспилотники и роботы для контроля полки

Некоторые зарубежные ритейлеры используют в работе беспилотники и роботов. Беспилотники работают на базе ИИ и машинного распознавания. Они находятся в воздухе и медленно перемещается между торговыми рядами, снимая полки. Плюсом технологии является высокое качество съемки, анализа и практичности. При попадании человека в объектив беспилотник поднимается выше уровня головы или уходит в безлюдною зону. 

Автоматизированные роботы имеют меньший функционал. Камера на них - вертикальная. Плюсом является то, что у камеры робота более широкий охват, чем у потолочных и фиксированных. Кроме того, нет нужды ставить множество камер. При этом минусы весьма значительны. Опыт американских ритейлеров показывает, что роботы мешают людям совершать покупки - у них большой размер и плохая маневренность.

Но от роботов есть не только негативный опыт. В одной европейской сети есть успешный кейс. Ритейлер запустил роботов для работы с частью магазина, а затем расширили до сложных вещей - заморозки, овощей, фруктов, нарезки. Данные об SKU загружались непрерывно, благодаря чему компания имела полный контроль в режиме реального времени. 

Если же смотреть на общий итог работы роботов и беспилотников, то с одной стороны - это удобно, с другой - слишком много издержек. Встает вопрос цены, обслуживания, своевременности обходов. 

Важно понимать, что мониторинг нужно проводить качественно. Хорошая работа с товаром гарантирует прибыль торговой точки. Если же информация о наполняемости будет поступать с задержкой, то товары быстро уйдут в out-of-stock. Для любого магазина это может быть критичным.

Популярные статьи
Участие в PR-премии для малого и среднего…
Участие в PR-премии для малого и среднего…
Агентство "Планограмма" становится известнее.…
13.06.2024
Как удержать мерчандайзинговый персонал:…
Как удержать мерчандайзинговый персонал:…
Мерчандайзеры играют большую роль в…
06.06.2024
Как повысить эффективность выкладки средств…
Как повысить эффективность выкладки средств…
Бытовая химия всегда пользуется спросом.…
04.06.2024
FMCG-сектор в эру цифровых технологий
FMCG-сектор в эру цифровых технологий
Диджитализация коснулась всех сфер.…
30.05.2024
Как добиться эффективной маршрутизации в…
Как добиться эффективной маршрутизации в…
Сейчас трудно встретить мерчандайзеров,…
28.05.2024
Современные методы обучения мерчандайзеров
Современные методы обучения мерчандайзеров
Эффективность мерчандайзинга в повышении…
23.05.2024
Особенности продвижения категории овощи/фрукты…
Особенности продвижения категории овощи/фрукты…
Овощи и фрукты пользуются спросом в…
21.05.2024
Что такое уберизация, и как это работает…
Что такое уберизация, и как это работает…
Уберизация стала свежим глотком для…
16.05.2024
Специфика развития биоэквайринга в ритейле
Специфика развития биоэквайринга в ритейле
Биоэквайринг активно применяется в разных…
14.05.2024
Какую пользу приносит мерчандайзинг малому…
Какую пользу приносит мерчандайзинг малому…
В России существует мысль, что мерчандайзинг…
08.05.2024

Рассчитать проект со скидкой

Оставьте заявку и мы подберем оптимальные условия для Вас.

Наш специалист перезвонит Вам в течение 4-х минут

*Отправляя сведения через электронную форму, вы даете согласие на обработку представленной Вами информации на условиях политики конфиденциальности.

ПРЕДОСТАВЛЯЕМ МЕРЧАНДАЙЗЕРОВ В 9 СТРАНАХ
Более 142 городов России

Заказать презентацию