Как мы все с вами знаем, 2022 год стал испытанием для ритейла. Постковидное время, геополитические споры. Все это приводит к снижению ассортимента и росту инфляции по всем категориям продукции. Покупки становятся менее объемными и более вдумчивыми.
В связи с этим ритейл подстраивается под новые времена, меняя привычные схемы работы. Корректируется как логистика, так и маркетинг. Все ради закрытия потребностей покупателей с наибольшей эффективностью.
В октябре 2022 года компания NielsenIQ организовала конференцию, на которой представила тщательную аналитику по состоянию рынка FMCG. Участники обсудили множество факторов и выделило ряд закономерностей и проблем. Давайте же посмотрим, что же сейчас происходит с рынком.
Заметен рост адресной программы торговых сетей. По данным NielsenIQ, такая тенденция сохраняется с 2018 года. В тот год открылись 306,298 магазинов разных форматов, с крупной долей традиционных продуктовых магазинов (98,083 точки). В последующие года тренд на данный формат начал снижаться. К 2022 году открылось значительно меньше традиционных магазинов - 69,587 точек.
При этом формат супермаркетов и минимаркетов заметно усилился. С 2021 по 2022 год прирост составил 6%.
Неожиданным оказался спрос на павильоны и киоски. Количество открытий увеличилось на 2% - до 31304 точек.
Потребности покупателей изменились. Яркая упаковка и усиленный маркетинг уже не так сильно влияют на выбор. К 2022 году приоритетными стали такие факторы, как цены, вкус, натуральность.
Если говорить о цифрах, то заметен упадок всех показателей, кроме цены и качества. Новинки покупают только 3% потребителей. Выбор точки из-за атмосферы и обслуживания не превышает 6%. Красивое и интересное промо оказывается воздействие на выбор только 45% потенциальных покупателей.
Качеству отдают приоритет 30% покупателей, цене - 73%. Много людей ищут выгодные предложения и “золотую середину”. Поэтому выбирают такие магазины около 69%.
Формат дискаунтеров продолжает оставаться одним из самых востребованных. Не зря дешёвые продукты выбирают около 70% людей.
Только за август 2022 года количество точек увеличилось на 9,9%. И это не только “старички” вроде «Светофора», «Фикспрайса» и «Доброцена».
Крупные игроки ритейла также заинтересованы в нише. Например, «Магнит» к сентябрю 2022 года открыл 500 дискаунтеров «Моя цена». К 2023 году их количество должно вырасти до 700.
Интересно было сравнение омниканальных и чистых онлайн-ритейлеров. Наиболее прибыльным для них стал март 2022 года. При этом у первых уровень продаж составил 100%, а у вторых - 160%. К апрелю ситуация ухудшилась, оба типа компаний сравнили показатели на 60%.
Только если омниканальные ритейлеры подверглись дальнейшему падению - на 20%, то онлайн-ритейлеры повысили обороты до 80%.
Данные показатели интересны, но ожидаемы. Во времена Covid люди открыли для себя доставки. Широкий выбор и акции, без необходимости тратить время на поход в магазин. Хотя сейчас эпидемиологическая обстановка улучшилась, люди и дальше продолжают пользоваться всеми удобствами онлайн-сервисов.
Чем же еще нас удивил рынок? Например, поиском новых решений для удержания клиентов. Особенно - в плане цены. Промо скидок в классическом ритейле выросло на 14%, в онлайне - на 47%. Заметен тренд на снижение цены у 11 из 20 категорий, проанализированных NielsenIQ. Зависимость от сохранения стоимости приобрели 7 из 10 топовых категорий продукции.
Несмотря на реалии, производители продолжают запускать новинки. За год количество выросло на 21%.
Трендов много, и нужно успевать подстраиваться. Не забывайте про старые инструменты эффективного управления продажами. Например, попытки увеличить цену вместо ее уменьшения могут сильно ударить по уровню продаж. Поэтому сохраняйте стоимость продуктов и увеличивайте качество.
Наш специалист перезвонит Вам в течение 4-х минут
*Отправляя сведения через электронную форму, вы даете согласие на обработку представленной Вами информации на условиях политики конфиденциальности.