Многие ритейлеры и производители привыкли к такой модели мерчандайзинга, которая предполагает создание собственной команды, либо заказ услуг выделенной команды специалистов. Последние 5 лет показали, что такой подход стал неэффективным. Цены на услуги и зарплаты растут, работа проводится на аналогичном уровне. Самое главное – компания платит за простой.
На рынке большая конкуренция, поэтому появилась потребность на выполнение срочных задач. Они могут появиться как после окончания смены мерчандайзеров, так и в тех точках, которые не обрабатываются в рамках договора. Для выполнения таких задач нужно связываться с агентством или куратором команды, согласовывать новые задачи, объяснять их, а затем ждать. Конкуренция не терпит такое промедление.
Поняв, что такой подход к мерчандайзингу утратил эффективность, агентства предложили новый формат работы – совмещенный. Один человек или команда работают с продукцией разных заказчиков. Благодаря этому снизилась стоимость услуги, повысилась мобильность, увеличилась адресная программа. Совмещенный специалист может выполнять задачи в 10-15 точках в день. Выделенный специалист посетит максимум 2-3. Обусловлено это тем, что последний уделяет много времени контролю полки. Совмещенные работники просто выполняют поставленную задачу и двигаются дальше.
Сам совмещенный мерчандайзинг не стоит на месте. В 2023 году наметились новые тренды:
Первый пункт предполагает, что большинство производителей начинают отказываться от классического подхода. Их больше не пугает, что мерчандайзеры выполняют задачи и для других компаний. Эффективность стала важнее эксклюзивности.
Второй пункт базируется на автоматизации процессов. Больше компаний перешли на мобильные приложения, позволяющие контролировать работу в реальном времени. Благодаря своевременной информации компания лучше понимает, в каких точках нужно работать в данный момент. Добавив сюда оптимизацию маршрутов, заказчик сохраняет бюджет при сохранении эффективности.
Третий пункт вырежется в том, что происходит не просто работа по выкладке, но и продвижение. Мерчандайзеры предлагают интересные способы для информирования посетителей о товаре.
Четвертый пункт вытекает из всех остальных. Подрядчики понимают, что услуга совмещенного мерчандайзинга стала очень востребованной. Поэтому появление новых агентств – лишь вопрос времени.
Как же изменился совмещенный мерчандайзинг? Развитие произошло с введения системы сложных KPI. Стали учитываться не просто показатели прибытия/отбытия, но и затрата времени на работу и перемещение, полнота отчетности, показатели продаж и дозаказов.
С введением KPI нужно было добиться его выполнение. Для этого компании начали разрабатывать мотивационные программы. Например, предоставление бонусов за покрытие всей адресной программы текущего плана, премия за увеличение продаж, повышение за достижение стабильных результатов работы с товарами.
Нельзя оставлять выполнение задач на самотек. Контроль – важная составляющая успеха любой работы. Поэтому компании начали разрабатывать варианты для обмена информации без задержек. Если проблем обнаружена, то ее исправляют уже через несколько часов. При старом подходе к контролю исправление недостатков в одной точке могло затягиваться на несколько дней.
Компании стали тщательнее анализировать данные. Например, повышение KPI при успешной работе, вычеркивание или снижение работы с нерелевантными точками, дополнительный промоушн при стагнации продаж. Аналитика помогает избегать траты бюджета на неэффективные задачи.
Полноценно анализировать данные можно только в том случае, когда они актуальны. Интеграция ПО помогла этого добиться. Руководство компании-заказчика услуг может получить полную картину по работе, уровню продаж и расходам в любой промежуток времени: за день, неделю, месяц, квартал.
Наконец, с повышением стандартов появилась необходимость в новых квалифицированных работниках. Человек без опыта не может преуспеть в мерчандайзинге. Поэтому агентства организуют обучение для соискателей. IT-сервисы помогают будущим работникам получать максимум информации, успешные примеры работы, типичные ошибки даже с мобильного телефона.
Некоторые агентства вводят новые принципы работы, которые помогают еще сильнее оптимизировать эффективность мерчандайзинга. Например, система сквозных KPI. Благодаря этому увеличивается контроль всей цепочки исполнителей от полей до офиса.
Постановка планов продаж по ГМ помогает увеличить среднесуточный заказ. Если же работа специалистов не приводит к выполнению планов, то проводится работа по выявлению проблем.
Оценка контроля качества становится более вдумчивой. Супервайзеры анализируют анкеты, выявляют проблемы, дают рекомендации по исправлению. Отклонение анкет происходит только в случае отказа специалиста от выполнения работы в должном виде.
Проводится оценка уровня удовлетворенности клиентов. Показатели – это хорошо. Но клиенты могут рассказать свои опасения и недовольства, учет которых помогает поднять эффективность.
Переработка обучения. Введение экспертизы по запуску пилота для новых работников помогает сфокусировать на важном. Сначала предоставляет наиболее важная информация, затем – особенности работы с разными категориями продукции.
Тщательная переработка мерчандайзинга под новые реалии помогает улучшить показатели по всем важным направлениям работы. Полевые сотрудники чаще выполняют KPI, расширяется адресная программа, среднесуточный заказ увеличивается на 15-30%, улучшается списание виртуальных остатков до 80%, сокращается время предоставления обратной связи на 50% и, самое главное, оптимизируется бюджет на мерчандайзинг.
Наш специалист перезвонит Вам в течение 4-х минут
*Отправляя сведения через электронную форму, вы даете согласие на обработку представленной Вами информации на условиях политики конфиденциальности.