Цель мерчандайзинга - увеличить объемы продаж и привлечь новых покупателей. При этом сейчас существует множество типов торговых точек, где есть свои правила выкладки и привлечения покупателей. Давайте поговорим об общих тонкостях и особенностях форматов.
Задачи мерчандайзинга, можно условно разделить на два основных блока: внешний и внутренний.
Внешний блок предполагает организацию эффективного запаса. Под ним подразумевается достаточное количество единиц товара для поддержания интереса и стабильной реализации. Забитые полки и стеллажи мотивируют клиента на покупку, а пустота и малое количество воспринимается с негативом. Эффективный запас может храниться как в магазине, так и в распределительном центре.
Для каждого типа торговой точки есть свой необходимый объем запаса. Если в супермаркете нужно представить весь ассортимент поставщика в больших объемах, то в небольших локальных магазинах могут представить только продукцию с высоким спросом. Задача мерчандайзера – оценить тип точки и проконтролировать эффективный запас.
Сам мерчандайзер должен руководствоваться правилом пяти «Н»:
Соблюдение этого правила способствует увеличению продаж.
В задачи внутреннего блока входит разработка концепции мерчандайзинга. В нее входит процесс внедрение, организация структуры и обучение персонала.
Концепция представляет собой корпоративный документ, в котором нужно закрепить все важные моменты: от планировки и товарного соседства, до ассортиментной матрицы и тонкостях выкладки определённых типов продукции. Опираясь на концепции, разрабатываются планограммы мерчандайзинга.
Мы рассмотрели общие задачи мерчандайзинга. При этом сам мерчандайзинг не является однородным и разнится в зависимости от формата точки.
Какие форматы сейчас самые популярные?
Самым масштабным магазином самообслуживания является гипермаркет. Торгует продовольственными и непродовольственными товарами. Площадь торгового зала - 4000-1000 кв. метров. Площадь склада – до 4500 кв. метров. Количество касс 25-40. Ассортимент – от 30 до 55 тысяч товарных позиций.
Наиболее распространенным форматом является супермаркет. Имеет схожий с гипермаркетами ассортимент, но меньшую ассортиментную матрицу. Торговая площадь – от 600 до 3000 кв. метров. Ассортимент товара– от 12 до 25 тысяч наименований.
Самый распространенный и перспективный формат - магазин у дома. Они имеют стабильную посещаемость за счет местных жителей. На небольшой площади магазина у дома располагаются товары повседневного спроса – продукты питания и бытовая химия.
Когда мерчандайзер определился с форматом, то он может приступать к работе. Но перед этим поставщики должны учесть расходы на эту деятельность и подобрать свой тип мерчандайзеров.
В магазинах у дома он тратит меньше всего времени. Проверка остатков, выкладка и контроль сроков годности может быть выполнены в течение часа. Для данной работы подходит приходящий сотрудник или же визитный мерчандайзер.
В супермаркетах и гипермаркетах работать намного сложнее. Некоторые поставщики организуют собственные команды мерчандайзеров. Их называют выделенными. В 2022 году мы чаще можем наблюдать одного специалиста на аутсорсе, которые работает сразу с несколькими заказчиками. Такие специалисты называются совмещенными.
Совмещенные мерчандайзеры работают с 2-10 поставщиками. Ему приходится не только оперативно выполнять работу, но и учитывать пожелания каждого заказчика. Такой подход помогает специалисту иметь хорошую зарплату, а заказчикам эффективно расходовать бюджет на мерчандайзинг.
Наименее распространенной категорией мерчандайзеров является специалист-консультант. Таких специалистов нанимают для работы со сложной техникой, парфюмерией, косметикой. Ему приходится больше времени проводить на торговой точке, так как ему нужно выполнить и стандартные задачи специалиста по мерчандайзингу, а консультации потенциальных покупателей занимают много времени.
Мы описали работу стационарных мерчандайзеров. Есть и другая категория – визитные.
Они работают с товарами одного поставщика в большом количестве точек. В день такой сотрудник обходит от 5 до 15 магазинов. Общий план работы остается стандартным:
Из особенностей можно выделить оперативность – около 1 часа на точку и отчетность по каждому магазину.
Визитные мерчандайзеры мобильны, что позволяет всегда держать руку на пульсе. Поставщики могут узнать картину по каждой точке в режиме реального времени или скорректировать маршрут специалиста.
При этом стоит учитывать, что если ваш товар имеет повышенный спрос, то ситуация с полками может измениться спустя пару часов после ухода специалиста.
Общие правила для всех категорий мерчандайзеров
Мерчандайзеры имеют единые стандарты, не зависящие от категории специалиста. Профессионал должен:
– соблюдать график посещений;
– понимать продукцию, с которой работает;
– уметь презентовать товары;
– иметь опрятный внешний вид;
– инструменты для работы и отчетности;
– выяснять и обязательно записывать пожелания и претензии администрации относительно продукции и качества поставки товаров;
– проверять наличие всех SKU;
– проверить сроки годности;
– выкладывать продукцию;
– удалять просроченную и бракованную продукцию из торгового зала;
– уметь документально оформлять возвраты;
– проверять ценники;
– удерживать места на полке;
– уметь убедить администрацию в приоритетности своей продукции;
– проверять качество и состояние рекламных материалов;
– собирать информацию о конкурентах;
– обсуждать с администрацией лучшие возможности для организации мерчандайзинга;
– делать точный отчет о посещении точки.
Каждый поставщик для себя решает, какой тип мерчандайзеров ему подходит. Агентство «Планограмма» поможет вам разобраться и принять правильное решение. Мы поможем вам увеличить продажи в торговых точках любого формата.
Наш специалист перезвонит Вам в течение 4-х минут
*Отправляя сведения через электронную форму, вы даете согласие на обработку представленной Вами информации на условиях политики конфиденциальности.