Доступность товаров влияет на уровень дохода торговой точки. Принцип прост: люди не могут найти нужный товар, но вместо приобретения альтернативы уходят в другой магазин. При этом снижение лояльности влияет на прибыль как в момент разочарования, так и в дальнейшем. Опрос NielsenIQ показал, что, столкнувшись с пустыми полками, 20% потребителей, как правило, откладывают покупку, 10% приобретают товар в другом месте, а 16-17% переключаются на онлайн-источники, в результате чего розничные торговцы теряют до 46% возможных продаж.
Владельцы сетей понимают, что товар всегда должен присутствовать на полках. Но работа над контролем запасов и наполняемостью торгового зала может оказаться очень сложной задачей.
Стоит отметить, что не всегда OOS зависит от ритейлера. Есть и другие факторы, среди которых изменение потребительского спроса, колебания производственных мощностей производителей и непредвиденные сбои в цепочке поставок.
Какими бы небыли проблемы - их нужно решать. Для этого есть стратегии, о которых мы сегодня и будем говорить.
Перед анализом стратегий стоит зафиксировать основные причины появления пустоты на полках.
Малый товарный запас. ЛПР точки может ошибиться с запасом, в результате чего на складе товары могут просто закончиться. Или же поставщик не рассчитал мощности или логистику, из-за чего поставка срывается.
Сезонность. Сезонные товары имеют высокий спрос, но на очень маленьком отрезке времени. Если вовремя не уловить тенденцию, то продукция быстро закончится.
Ошибки инвентаризации. При пересчете ассортимента для определения остатков может возникнуть ошибка, при которой отсутствующий товар просто будет не учтен. Из-за этого его не включат в следующий заказ.
Поиск поставщиков. Рынок розничной торговли - не самая стабильная сфера. Поставщики тоже могут уходить из бизнеса. Если ритейлер вовремя не нашел замену, то товар пропадет с полок всего за пару дней.
Сбои в системе управления запасами. Если учет остатков проводится с помощью автоматизированных систем, то и здесь могут сформироваться неточности. Фиксируется неправильное количество остатков, в результате чего делается неполный заказ.
Избежать проблем с полками и неправильным учетом остатков можно. Для этого нужно активно заниматься планированием запасов.
Сама эта деятельность должна выглядеть следующим образом:
Анализ данных. Перед заказом специалисты должны обращаться к данным о продажах, заказах и популярных товарах для анализа спроса и предсказания будущих потребностей. Немаловажным является учет сезонности, активности маркетинговых компаний и трендов.
Заблаговременная планировка. Если скоро начнется новый сезон, то стоит заранее обдумать объем поставок. Товаров должно быть достаточно для продажи. При этом не нужно заказать слишком много, что приведет к затовариванию и переполнению склада. Желательно опираться на данные прошлых лет с поправкой на актуальную ситуацию.
Устраняйте слабые места. Проблемы с поставками могут вызываться по вине одного и того же звена в логистической цепочки. Нужно найти решения, по которому этому звену найдется более эффективная альтернатива.
Формируйте резервы. Если товар имеет высокий спрос или длительное время доставки, то рациональным решением будет заказ партии на 20-30% больше, чем совершается при обычных обстоятельствах.
Используйте автоматизированные системы управления запасами. Можно найти разработчиков ПО, которые предоставляют подписку на удобный сервис контроля и учета. Благодаря этому не нужно платить за разработку, при это значительно увеличивая эффективность работы.
Контролируйте учет. Регулярно проверяйте систему учета, чтобы гарантировать точность данных о доступных запасах и потерях.
Наладьте отношения с поставщиками. У одного поставщика может быть много заказчиков. Если же выстроить дружеские отношения, то торговая сеть может получить приоритет по доставке, а ее владелец - скидки.
Обратной стороной пустых полок является затоваривание. Под этим мы подразумеваем скопление невостребованного товара на складе, которое не только занимает место, но и замораживает оборотные средства.
Такая продукция может лежать достаточно долго. Но обычно торговые сети от нее избавляется, устраивая распродажи или просто утилизируя.
Для того чтобы не допустить затоваривания в магазине, можно применить подходы, которые мы рассматривали выше.
Анализ показывает не только эффективность, но и проблемы. Если данные продаж говорят о низком спросе, то покупать такой продукт в больших объемах не имеет смысла.
Системы управления запасов позволят быстрее найти невостребованные SKU. Когда программа выявляет переизбыток продукции, то это служит поводом для оперативного создания стратегии по ее ликвидации. Правильно работающие и настроенные системы позволяют иметь под контролем количество товара на складе и избегать его излишков или нехватку.
Тенденции нужно отслеживать. Никто не может знать будущее, но замечать тенденции способен любой профессионал. Их своевременное выявление помогает быстрее реагировать и предотвращать затоваривание непопулярного товара.
Обе ситуации влияют на уровень продаж сети. Поэтому всегда нужно иметь специалистов, инструменты и желание для большой аналитической работы. Только она поможет вовремя предотвратить появление проблем.
Наш специалист перезвонит Вам в течение 4-х минут
*Отправляя сведения через электронную форму, вы даете согласие на обработку представленной Вами информации на условиях политики конфиденциальности.