Аптечные пункты нуждаются в мерчандайзинге не меньше, чем обычные продуктовые магазины. Работа с товарами позволяет увеличить продажи и поднять интерес к товару, теряющему популярность.
Аптечный мерчандайзинг базируется на основных принципах, но имеет и свои особенности. О них мы сегодня и поговорим.
Перемещение по аптекам не отличается от движения в обычных торговых точках. Посетители минуют вход, затем поворачивают направо и двигаются против часовой стрелки. Зная это, можно распределить товары по разным зонам.
Горячая зона - начало пути. Практически первое, что видит посетитель. В ней стоит разместить самые популярные и высоко маржинальные товары. При этом стоит помнить, что размещение косметики, сезонных товаров и БАДов сопряжено с риском. С одной стороны - это доходные и популярные товары, с другой - целевая аудитория аптек приходит именно за лекарствами. У пенсионеров может начаться ступор, которые приведет к потенциальной потере прибыли.
А вот размещение этих категорий в теплой зоне - хорошая идея. Так ассортимент смогут увидеть до 70% посетителей, при этом не задаваясь вопросом о направленности аптечного пункта.
Холодные зоны находятся отдаленно от входа. Там размещают товары, не приносящие аптеке большой прибыли, но имеющие стабильный, хоть и низкий спрос. Логично использовать эти места размещения под расходники и товары для гигиены.
Хороший мерчандайзер может разместить товары таким образом, чтобы посетители обходили весь торговой зал и видели полный ассортимент. Для этого используются товары-магниты. Например, популярный товар размещается удаленно от входа, но к нему ведут указатели. Другой популярный продукт размещается справа от первого товара. А от него указатели снова ведут ко входу. Люди будут двигаться по всей площади, находя весь нужный ассортимент.
Планограмма помогает мерчандайзерам определить нужно место размещение для конкретного продукта. Если в продуктовых магазинах нарушение планограммы приводит к незначительному падению продаж, то в аптеках это критично. Слишком много мелкого и узконаправленного ассортимента.
Помимо карты для размещения, планограмма - это отличный инструмент для анализа поведения покупателей. С помощью нее можно получить представление о том, какая продукция популярна, а какая имеет низкий спрос или совсем не интересна клиентам.
Данные из этого документы также используются и для оптимизации пространства торгового зала аптеки.
Мерчандайзинг нужен для правильной презентации товаров, облегчение поиска и стимулирования продаж. Базисом мерчандайзинга служит выкладка, которая имеет свои особенности в рамках аптечного ритейла.
Она основывается на нескольких признаках товара. Первый - по назначению, когда группируются, к примеру, лекарства против простуды, аллергии. Второй - по производителю. Третий - по типу средств (лечебная косметика, медицинская техника, БАДы).
Выкладка производится в рамках базовых принципов. Например, каждая группа препаратов должна иметь рубрикатор. Он позволяет людям быстро разобраться, что за товар перед ними. Другой принцип - размещение товаров лицевой стороной к покупателю. В противном случае человек может не узнать нужный продукт. Применяется и базовый принцип выкладки на уровне глаз. Благодаря этому товар становится более покупаемым. Еще один прием - размещение непопулярных товаров между ходовыми брендами.
Сама по себе выкладка осуществляется тремя способами. Вертикальное размещение применяется для товаров с небольшим ассортиментом. Горизонтальная и комбинированная лучше показывают себя с товарами тех брендов, которые имеют широкие линейки продукции.
Мерчандайзинг всегда идет рука об руку с другими инструментами продвижения. Без рекламных материалов точка теряет до 30% потенциальной прибыли.
Важный пункт в использование рекламы в аптеках - это достоверность. В остальном же используются все классические средств: размещение на прикассовой зоне для провоцирования импульсивных покупок, размещение рекламы на лайтбоксах и мониторах, расстановка стандартных POS-материалов (плакатов, шелфтокеров, муляжей и других конструкций). Рациональное размещение рекламных материалов всегда приводит к повышению популярности продвигаемого товара.
Как вы можете видеть, аптечный мерчандайзинг не сильно отличается от привычного продуктового. Важным нюансом является правдивость информации и повышенное внимание на доступности. Помните, что лекарства спасают жизни, а не только приносят прибыль.
Наш специалист перезвонит Вам в течение 4-х минут
*Отправляя сведения через электронную форму, вы даете согласие на обработку представленной Вами информации на условиях политики конфиденциальности.