Формат «conveniens» или же круглосуточный магазин - далеко не новая идея. Еще в 90-х годах появлялись точки, готовые обеспечить доступ к продуктам 24/7.
Сейчас такой формат получает вторую жизнь - с другим уровнем сервиса, с другим подходом к работе, с другим ассортиментом. Если раньше в ночное время такие магазины посещали ради алкоголя, то теперь самые ходовые продукты - это снэки, готовая еда, полуфабрикаты.
Сегодня мы поговорим об особенностях новых круглосуточных магазинов и тенденциях их развития.
Статистика показывает, что целевая аудитория круглосуточных магазинов сильно изменилась. Теперь их большая часть - это молодые люди. У них собственный ритм жизни. Они работают, отдыхают и занимаются спортом в ночное время. Ритейлерам невыгодно упускать такой крупный сегмент покупателей, поэтому мы можем наблюдать всплеск открытия формата 24/7 даже в небольших городах.
Развитие круглосуточной модели становится индикатором повышения уровня жизни в городе. Например, в Китае, где молодые люди очень активно работают в любое время суток, 60% актов потребления происходит в ночное время, а продажи универсальных магазинов с 18:00 до 22:00 превышают 50% их дневного оборота. Из этого можно сделать вывод, что чем лучше экономическая ситуация в городе, тем больше спрос на круглосуточный доступ к товарам потребления.
Есть несколько причин, почему люди выбирают именно этот формат.
Во-первых, покупатель не теряет время. В таким магазинах ограниченный ассортимент из наиболее популярных товаров. Все покупки совершаются быстро и по конкретным запросам. Кроме того, ночное время отличается малым потоком клиентов, что сокращает процесс покупки еще сильнее.
Во-вторых, покупатель получает доступ к нужным товарам в шаговой доступности. Сейчас круглосуточный магазин можно найти на каждой улице.
Редко можно встретить магазин формата сonveniens с большой торговой площадью. Поэтому работа с товаром должна это учитывать. Вся продукция должна размещаться компактно и логично. Товарное соседство становится не вариантом размещения, а необходимостью. Люди хотят закрыть свои потребности как можно быстрее, поэтому важно группировать товары на основе статистики среднего чека покупателей.
Зонирование также должно отвечать запросам покупателей. Готовая еда должна быть у входа, овощи и фрукты - в середине, кисломолочная продукция и хлеб - в дальней зоне. Алкоголь, если его продажи предусмотрены, может находиться около середины торговой площади.
С одной стороны - в ночное время покупатели мало заинтересованы в поиске новинок, с другой - нельзя откидывать такой вариант событий. Стоит попробовать разместить ограниченное количество POS-материалов. В такой рекламе может содержаться информация о новинках и акционных товарах. Сами рекламные материалы стандартны - воблеры, шелфтокеры, плакаты и фирменные ценники. Хорошим решением будет размещение POS-материалов в наиболее интересной информации напротив входа. Так шанс на покупку продвигаемого ассортимента значительно увеличивается.
Еще одна особенность размещения рекламных материалов в круглосуточных магазинах - ограниченная длина стеллажей. Поэтому применяется горизонтальная выкладка блоков по маркам, а для разграничения применяют шелф-стопперы.
Мало организовать круглосуточную работу. Нужно правильно донести эту информацию до потребителей. Для этого используется реклама на фасадной части магазина. Сами по себе вывески должны быть интересно оформлены, а подсветка должна быть яркой. Хороший дизайн всегда привлекает внимание людей. Кроме того, на самой вывеске и плакатах должно быть указание на круглосуточный формат работы.
Сейчас формат сonveniens активно модернизируют с помощью КСО - касс самообслуживания. Это позволяет сократить время на ожидании продавца. За рубежом ритейлеры идут еще дальше, запуская в работу магазины без продавцов.
Например, в Норвегии в 2019 году открылся первый магазин, который днем работает как обычный, а ночью превращается в беспилотный. Все транзакции здесь управляются в цифровом формате. Ошибочно думать, что без персонала посетители будут активнее совершать кражи. Для их предотвращения разрабатываются системы видеонаблюдения под управлением AI. При подозрении они закрывают двери и вызывают полицию.
Наибольшую популярность магазины без продавцов получили в странах Азии. По прогнозам «ABI Research» к 2023 году в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет установлен 1 миллион автоматизированных розничных магазинов.
Стоит упомянуть и новаторов российского рынка. В стране есть ритейлеры, которые более активно следят за трендами и стараются преподнести их покупателям. Среди них компания Briskly. В 2018 году она запустила пилот магазина, который открывается по предъявлению QR-кода в приложении. Среди крупных игроков тоже есть новаторы. Например, «Пятёрочка» в 2021 году запустила похожий формат. Пока все работает в рамках теста, но в будущем ожидается активное развитие круглосуточных магазинов без персонала.
Ночные покупки больше не отождествляются с маргинальными покупателями. Теперь это платежеспособный сегмент, который хочет получить качественные продукты и сервис в нужное им время. Поэтому в ближайшие 5 лет многие магазины формата у дома будут переведены на круглосуточное обслуживание.
Наш специалист перезвонит Вам в течение 4-х минут
*Отправляя сведения через электронную форму, вы даете согласие на обработку представленной Вами информации на условиях политики конфиденциальности.