Эпидемия коронавируса сильно повлияла на жизнь каждого. Затронуты были все сферы – розничная торговля не стала исключением. Магазины по всему миру ощутили последствия и столкнулись с трудностями. Поэтому сегодня мы будем говорить о том, как менялся ритейл и мерчандайзинг за это время.
Ритейл меняется беспрерывно. Сказывается развитие экономики и новых технологий. Но эпидемия сделала все, чтобы изменения стали практически эволюционными. Из-за этого начал сильно меняться и мерчандайзинг.
В разных странах присутствуют свои уникальные нововведения, но конъюнктура рынка осталась единой – быстрые получают новые сегменты и рынки сбыта, медленные теряют позиции даже там, где им было комфортно. Коронавирус поспособствовал усилению этого факта.
Как мы все знаем, мерчандайзер работает на увеличение объемов продаж. Сейчас о них стали задумываться намного чаще. Почему так произошло? Потому что их работа приносит положительный эффект. Особенно это стало заметно, когда производители свыклись с размытием форматов магазинов и попробовали услуги совмещенных мерчандайзеров.
Наем совмещенных специалистов оказался не только эффективным для повышения продаж, но и хорошо сыграл в ценовом сравнении с выделенными мерчандайзерами. Нужно было только свыкнуться с мыслью, что ваш специалист работает и с другими брендами.
Такой подход к мерчандайзингу помог улучшить оперативность внесения изменений в рабочие процессы и график визитов по адресной программе торговых точек. Чтобы не проиграть конкурентам, они быстро оценивают ситуацию и советуются с руководством о конкретных решениях. Среди возникающих проблем и моментов можно выделить: появление возможности занять опустевшую полку конкурентам; вызов дополнительных специалистов при заметной активности других игроков рынка. Раньше для исполнения таких решений нужно было долгое предварительное согласование. При этом для комплексного реагирования теперь создаются команды не только из мерчандайзеров типа «руки», но и мерчандайзеров-консультантов и техников.
Все эти изменения помогли выработать подход к получению максимального результата. А достигается он не за огромные бюджеты, а в рамках принципа «больше за меньшие деньги». Заказчики стали получить положительные результаты и смогли расширить адресную программу за адекватную стоимость.
Стоит отметить, что разговоры об эффективности – это всего лишь слова. Поэтому крупные агентства мерчандайзинга начали подготавливать отчеты через специальное программное обеспечение. Такое ПО не позволяет подделывать отчеты, а всю работу фиксирует по фото или видео. Кроме того, благодаря геометкам появилась возможность для контроля работы персонала.
Самым интересным с точки зрения экономики и покупательского опыта стало появление нового формата ритейла – дарксторов.
Они представляют собой помещения с большим количеством ассортимента, в которых работают минимальное количество персонала. В них нет ни посетителей, ни продавцов. Процесс покупки происходит с помощью мобильных приложений. Клиент формирует заказ, работник даркстора его формирует и передает курьеру. Клиент получает продукты, не выходя из дома. Первыми из крупных игроков данный формат опробовали ВкусВилл и Перекресток.
Может показаться, что такой формат не является экономически выгодным. Нужно обучать сотрудников и сформировать службу доставки. Но не стоит забывать, что из-за отсутствия посетителей ритейлер не теряет деньги на кражах, а выстроенный процесс сборки и логистика увеличили ежедневное количество продаж.
При этом увеличился средний чек, и людям в принципе легче совершить покупку в онлайне. Исчезла необходимость выходить из дома, владельцы дарксторов реализуют уникальный ассортимент товаров, появились скидки и акции, способствующие совершению импульсных покупок. Можно сделать заказ за 5 минут и продолжить заниматься своими делами.
Дарксторы и сервисы доставок стали ключевым новшеством во времена локдауна. Хотя попытки сделать похожий формат принимались еще в середине 10-х годов, но тогда не было потребности в таком сервисе.
Традиционный ритейл тоже получил ряд изменений. Во время острых моментов пандемии сформировалась привычка делать покупки как можно быстрее. Из-за этого старые маркетинговые методы стали работать хуже. Тем же мерчандайзерам нужно выполнять свою работу намного качественнее, чтобы привлечь внимание посетителей магазина и вернуть старый уровень продаж.
Из-за ударов по экономике и необходимости в массовой закупке продуктов сформировалась привычка выбирать продукты с меньшей стоимостью. Это не означает, что повысился спрос у товаров плохого качества. Просто покупатели стали чаще обращать внимание на скидки и акции. Из-за этого мерчандайзеры стали активнее и грамотнее работать с акционными товарами и pos-материалами.
Практика показывает, что сейчас в офлайн ритейле происходит активная борьба за акционные зоны и полки. Многие ритейлеры почувствовали рост прибыли и расширили такие зоны до 200-300 кв. м. В плюсе оказались как сами магазины, так и производители.
Сколько сохранятся эти тренды? Трудно сказать. Эксперты говорят, что к 2030 году около 1/3 ритейла будет работать в режиме дискаунтинга. Этот формат подразумевает наличие ассортимента только низкого ценового сегмента. Если экономика начнет стагнировать или ухудшаться, то эти прогнозы могут оказаться правдой.
Наш специалист перезвонит Вам в течение 4-х минут
*Отправляя сведения через электронную форму, вы даете согласие на обработку представленной Вами информации на условиях политики конфиденциальности.