Планограмма выкладки товаров имеет большое значение на работоспособность стратегии мерчандайзинга. Именно ее использование позволяет выстроить или улучшить визуальное представление продукции. Хороший визуал в дальнейшем конвертируется в повышение спроса.
Сама по себе планограмма определяет расположение и представление товара на полках, форматы различных видов упаковки, а также особенности расположения акционных товаров.
Давайте сегодня подробнее рассмотрим ее задачи и цели применения.
Основная цель планограммы выражается в максимально эффективном использовании магазинного пространства. Допустим, у вас есть пустой торговый зал. Именно планограмма покажет специалистам, где и как нужно разместить каждую позицию. Если этот документ создается на базе анализа данных, то повышается эффективность продвижения конкретных товаров или брендов. Поэтому важно подходить к составлению планограмм серьезно. Потратив время, вы можете получить повышение объема продаж за счет улучшения сервиса и доступности популярных позиций.
Ключевым элементом планограммы является расположение продукции на полках. Варианты размещения формируется с учетом таких факторов, как уровень глаз покупателя, цветовое оформление упаковки, размер товара и его фасовка.
Другой важный элемент - акционные зоны. Планограмма фиксирует лучшее место для их организации. Правильное расположение позволяет привлечь внимание покупателей к конкретным товарам. Сами зоны нужно выделять на фоне остального полочного пространства. Для этого используют фоновое освещение, яркие цвета или специальные подиумы. Важно правильно определить товары, которые будут выставлены в акционной зоне, так как они могут стать ключевыми для привлечения внимания покупателей.
Планограммы помогают и в работе с трафиком магазина. Управлять движением покупателей можно с помощью указателей и табличек. Поэтому в обсуждаемом нами документе часто фиксируют и лучшее расположение для навигационной информации. Это особенно важно в крупных магазинах с большим количеством отделов и многочисленными категориями товаров.
Планограмма может быть подготовлена без учета данных и разных факторов. Но тогда вместо роста продаж магазин получит неэффективную организацию торгового пространства, что в свою очередь повлияет на удовлетворение потребностей покупателей.
Помимо анализа, стоит прибегать и к современным программам для визуализации. Они позволяют смоделировать различные варианты размещения товаров на полках, оценить их эффективность и принять решение о наилучшем варианте. На рынке множество решений, а некоторые даже могут учитывать такие параметры как доступность товара для потребителя, логистические требования и прочие факторы.
Важно понимать, что невозможно найти идеальную схему выкладки, которая будет повышать продажи в каждом магазине. Все торговые точки уникальны, поэтому их особенности также должны учитываться при подготовке планограмм.
Получив планограмму, следующим шагом станет выкладка продукции. Размещение товаров можно отнести к важнейшим этапам в процессе продаж, который напрямую влияет на успех бизнеса. Ошибки в выкладке приводят к появлению остатков и снижению объема продаж. Поэтому за годы появились методы и правила выкладки товара, которые помогут достичь максимального эффекта и привлечь больше покупателей.
Правило «золотого треугольника». Наиболее посещаемые зоны в магазине - вход, касса и стеллаж с самым популярным товаром. Эти точки образуют золотой треугольник, в котором желательно разместить продвигаемый ассортимент. Именно в нем концентрируется наиболее внимание. Исследования показали, что большинство покупателей не обращает внимания на товары, которые находятся в концах рядов или глубоко внутри магазина.
Разделение по категориям. Ассортимент любит порядок. Поэтому каждому продукту можно присвоить категорию или группу. Группировка помогает покупателям быстро найти нужный товар и упрощает процесс выбора. Кроме того, в рамках групп проще найти лидеров. Им и должно доставаться лучшее место на полке.
Эффектная презентация товара. Не всегда одна упаковка может хорошо презентовать товар. Иногда повысить популярность можно с помощью размещения специальных акционных стендов, создания эффектных композиций из товаров и т.д.
Правило трех. Это правило сформировано на базе изучения психологии человека. Мы способны запоминать и сравнивать не более трех предметов одновременно. Поэтому рекомендуется выкладывать товары в группах по три или шесть.
Фактор сезонности. Сезонность всегда нужно учитывать. Если один товар непопулярен здесь и сейчас, это не отменяет возможности роста спроса через несколько месяцев. Поэтому сезонным товарам нужно выделять отдельные места, а при их оформлении использовать тематические цвета и оттенки.
Витрины и выставки. Витрины разительно отличаются от привычных стеллажей в торговых залах. Они забирают все внимание. Проблема в том, что их установка требует выделения бюджета и оценки возможности для установки. Если какой-то товар обычно популярен, но сейчас его продажи упали, то размещение его на витринах может значительно изменить ситуацию.
Постоянный контроль. Многие магазины получают правильные планограммы, но не всегда с ними работают профессионалы. Это приводит к потере контроля. Необходимо следить за наличием и целостностью упаковки, выкладывать товары в правильном порядке, убирать товары с истекшим сроком годности или повреждениями. Любая проблема с продукцией может спровоцировать недовольство клиента. При этом потеря лояльности одного может спровоцировать уход многих.
Все эти методы выкладки и работы с товарами доказали свою эффективность. Они помогают создать удобную и привлекательную обстановку, где покупатели могут легко находить нужные товары. Качество сервиса же влияет на доход любой торговой точки.
Наш специалист перезвонит Вам в течение 4-х минут
*Отправляя сведения через электронную форму, вы даете согласие на обработку представленной Вами информации на условиях политики конфиденциальности.